?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Была использована статья из сборника научных трудов КиевНИИТИ "Памятники архитектуры Украины" (Киев, 1986, с. 218-221), написанная мной в соавторстве с И.М.Малаковой, а также рукопись "Комплекснi науково-проектнi дослiдження. Историко-бiблiографiнi дослiдження та фотофiксацiя", выполненная в процессе разработки проекта реставрации здания в институте "Укрпроектреставрация" в 1986 г. искусствоведом М.А.Кадомской.
Хочу выразить также свою глубокую признательность главным архитекторам проекта указанного института И.М.Малаковой и С.П.Иноземцевой за предоставленные материалы и ценную информацию.
В качестве приложения можно познакомиться с перепиской П.Алешина и Н.Ковалевского - http://alyoshin.ru/Files/arhiv/kov_arh.html.
Еще одна деталь - замечательная книга Ольги Друг и Дмитрия Малакова "Особняки Києва", 2004, "Кий".




С середины XIX века Липки - историческая местность Киева - начинают застраиваться особняками, район становится престижным для аристократии, а затем и для киевских богачей. Одно из примечательнейших зданий в Липках - особняк по ул. П.Орлика, 1/15, где некоторое время назад размещалось Министерство иностранных дел Украины; оно построено в 1911-1913 годах по заказу чиновника по особым поручениям при киевском генерал-губернаторе надворного советника Николая Викторовича Ковалевского, купившего за 70 тысяч рублей участок земли у семьи известного сахарозаводчика Лазаря Израилевича Бродского.



Зодчий с большой любовью относился к каждому своему детищу, стремясь собственноручно проработать все - от общей объемно-пространственной композиции до чертежа дверной ручки или номерного знака. Каждая деталь несла необходимую эстетическую нагрузку, единство их решения обусловливало гармоничность всего сооружения - этот принцип был одним из важнейших и в дальнейшей творческой биографии мастера.

При проектировании особняка Ковалевского перед архитектором стояла непростая планировочная задача: на небольшом участке размером 46х35 метров разместить по сути усадьбу со всеми подсобными сооружениями. Расположение площадки на углу улиц логически продиктовало Г-образный план здания и, за счет этого, предельно компактное решение всех элементов усадьбы. Кроме 2-этажного хозяйственного корпуса, в котором размещались конюшня, коровник, каретная и гараж, на участке был создан тщательно спланированный садик с фонтаном и декоративной башней. Использовалось даже подземное пространство - под замощением двора находились погреб с ледником и сарай для дров и угля.



Следуя вкусам своего времени, архитектор придает особняку облик средневекового замка, с преобладанием элементов романского стиля в декоре фасадов. (Заметно также влияние церковной архитектуры Закавказья, где Алешин побывал незадолго до начала проектирования.)

Поначалу может возникнуть впечатление некоторой перенасыщенности изобразительными приемами, но все это разнообразие подчинено генеральной авторской идее. При различном решении обоих уличных фасадов, здание обретает цельность с помощью повторяющихся декоративных элементов и междуэтажного пояска. Граненый объем, трактованный как угловая башня и размещенный у стыка улиц, не только служит для объединения фасадов, но и скрадывает невыгодный для застройки угол в 78 градусов, под которым улицы примыкают друг к другу. (К слову сказать, в интерьерах для этой же цели использовались стены клиновидной формы, что было обнаружено во время реставрационных обмеров).



Стремление сделать особняк более "теплым", приблизить его к масштабу человека подсказало Алешину оригинальный (и впоследствии, излюбленный) прием - со стороны улицы Шелковичной создается миниатюрный палисадник, украшенный изящной решеткой. Она выполнена по рисункам П.А. мастером художественной обработки металлов Недашковским.

Даже такая деталь дома как водосточная труба решена с учетом всей объемно-пространственной композиции - она утоплена в стену, чтобы тень от солнца визуально не разбивали фасад.

Архитектор не был лишен самоиронии: в горельефе на фасаде со стороны ул. Шелковичной он изобразил самого себя в виде кота!



Особняк создавался в период, когда в творениях передовых зодчих все более отчетливо прорисовывались элементы рационализма. И в данном случае здание лишь "наряжено в одежды" романского стиля. В планировке и в решении интерьеров все проникнуто стремлением к максимальной целесообразности и подчинено требованиям комфорта, мастерски использован каждый квадратный сантиметр.

На первом этаже размещаются парадные помещения: холлы, будуар, библиотека, бильярдная, а также, сделанная по заказу Ковалевского, оригинальная комната, формой и внутренним убранством имитирующая купе железнодорожного вагона (дело в том, что со своей женой он познакомился именно в поезде). Говорят, что было даже изготовлено устройство, которое раскачивало "купе" как во время движения поезда, хотя во время реставоационных работ таковое обнаружено не было.



Центральное место на первом этаже занимает зеркальный зал с инкрустированным полом, хорошо освещенный большими окнами. Это помещение отделано наиболее пышно - стены опоясаны фризом со стилизованным растительным орнаментом, карниз украшен изящными розетками, чередующимися с модульонами, тонкие лепные узоры покрывают потолок. Четыре больших зеркала усиливают впечатление парадности зала, создавая иллюзию большого объема. Хоры для оркестра раскрыты в зал полукруглым проемом, декорированным лепными украшениями.

Второй этаж был жилым. Туда ведет неширокая, но эффектно выполненная мраморная лестница, украшенная колонками с бронзовыми капителями. Комнаты домочадцев, спальни, детская, классная, малая столовая с лоджией отделаны более скромно по сравнению с помещениями первого этажа, но, тем не менее, решены с большим художественным вкусом.



В цокольном этаже размещались комнаты обслуживающего персонала, тут был "людской клуб". Здесь же находились и некоторые технические службы - котельная, камера кондиционера. Под шлемовидным куполом на уровне чердака располагалась репетиционная оркестра, откуда музыканты могли спуститься на хоры зеркального зала по внутренней лестницей, минующей "чистые" помещения. На чердаке также были оборудованы сушилки и коптильни, т.д.

Характерной чертой в творческом наследии П.Ф.Алешина было стремление использовать в своих сооружениях новинки строительной техники. В особняке Ковалевского были применены железобетон и искусственный камень, водяное отопление, регулируемое дополнительное воздушное отопление через каналы в стенах, греющие панели в спальне. В холлах первого этажа и на лестничной клетке имитировались своды с помощью 4-сантиметровых гипсовых скорлуп, подвешенных к перекрытиям на стальных струнах. Ряд деталей декоративного убранства интерьеров выполнен из папье-маше. Все этажи особняка были связаны лифтом.



При сооружении этого здания зодчий выступал и как организатор строительства - он скрупулезно вникал во все детали: руководил работой каменщиков, штукатуров, столяров, лично подбирав (образцы мебельных тканей, ковров, фурнитуры. Более двадцати nocтавщиков выполняли заказы на оборудование особняка. О высоком качестве строительства свидетельствует такой факт: цокольный и первый этажи облицованы серым житомирским гранитом, а второй этаж - искусственным камнем на основе цемента. Но за счет умелого подбора цвета и фактуры этих материалов "подмену" обнаружить непросто.

В советское время здание арендовалось различными учреждениями, но при этом фасады и основные парадные помещения существенным перестройкам не подвергались. Однако некоторые интерьеры были переделаны с учетом новых потребностей.



Задачей реставрации, осуществленной в I972-I974 гг. УСНРПу Госстроя УССР (автор проекта И.М.Малакова), стало возвращение первоначального облика группе парадных помещений бывшего особняка. На основе архивных и натурных исследований восстановлено декоративное убранство вестибюля, холла, зеркального зала, парадной лестницы, бывших большой столовой, кабинета, "купе", бильярдной, будуара, гостиной. На втором этаже реставрационные работы коснулись холла, бывших круглой гостиной и столовой. Приведенные здесь фотографии позволяют представить объем и качество выполненных работ.

Наиболее серьезные работы проводились в зеркальном зале. В хода работ расчищена от набелов лепка, возвращены авторские цвета стенам, позолочены детали, открыт первоначальный проем хоров, восстановлено его оформление. По авторским рисункам воссозданы инкрустированные паркетные полы. В зеркальном зале вновь засверкала хрустальная люстра, воссозданная по найденным фотографиям в Ленинградском объединении "Реставратор". В оконные проемы вновь вставлены цельные полированные стекла, а парадные двери украсили декоративные решетки. Большие работы проведены по упорядочению усадьбы, восстановлению утраченных деталей ограды, ворот и калиток.

В настоящее время, после переезда МИД на Михайловскую площадь, здание находится на балансе Администрации Президента Украины, и с того времени, несмотря на проведенные проектно-реставрационные работы (главный архитектор проекта С.П.Иноземцева, институт "Укрпроектреставрация") - в состоянии "перманентного" ремонта...

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
popov_aleksandr
23 ноя, 2009 20:17 (UTC)
Спасибо, с удовольствием прочел ваш пост- это один из моих любимых домов в Киеве :)
vakin
23 ноя, 2009 20:26 (UTC)
Спасибо большое, я в Вашем распоряжении! :)
aster_1
8 ноя, 2010 01:48 (UTC)
спасибо за интереснейший рассказ.
всегда обращала внимание на этот особняк, теперь знаю почти все :)
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

ua_archi
Україна. Архітектура. Історія.

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by heiheneikko