Вадим Алешин (vakin) wrote in ua_archi,
Вадим Алешин
vakin
ua_archi

Categories:

Киев. Шоколадный домик

Печерск получил свое название от Киево-Печерской Лавры, а Липки — от шикарной липовой аллеи, которую в XVII веке разбили для Кловского дворца вдоль современной улицы Липской. Но активно строящиеся особняки киевской знати со временем потеснили ароматную «изюминку» Печерска.

"Шоколадный домик" - так в Киеве любовно называют один из знаменитых печерских особняков, некогда принадлежавший меценату Могилевцеву.



Сколько раз я проходила мимо этого удивительного здания, расположенного на улице Шовковичной на тихих и уютных киевских Липках! Сколько раз любовалась его утонченными формами, его причудливой лепниной! А вошла в него только недавно. Это и не удивительно.

Особняк, который в течение доброго десятка лет находился в состоянии летаргического ремонта и реставрации наконец-то открылся для посетителей.



Этот двухэтажный особняк традиционно коричневого цвета, с многочисленными скульптурными украшениями, созданный известным архитектором Владимиром Николаевым, прозван киевлянами "шоколадным домом". Действительно, благодаря цвету, все те львиные морды, гирлянды из цветов и плодов кажутся сделанными из дорогого фигурного шоколада.



Несомненно, это одно из самых загадочных зданий в городе. Долгое время этот романтический домик принадлежал купцу 1-й гильдии Семену Могилевцеву (1846-1917). Любознательные киевляне, теряясь в догадках, пытались найти объяснение тому, почему один из самых богатых людей Киева, щедрый благотворитель, директор-казначей городского кредитного общества, глава Киевского биржевого комитета и глава совета старейшин Киевского российского купеческого собрания (по всем признакам – выгоднейший жених) так и не обзавелся семьей? А все свое имущество завещал многочисленным племянникам. Им было невдомек, почему такой обеспеченный человек, которому исполнилось всего-то чуть больше пятидесяти, жил один в особняке-сказке, где были объединены различные архитектурные стили?



В итоге родилась легенда о том, что долгие годы Могилевцев был влюблен в какую-то замужнюю женщину, княгиню. И именно для интимных встреч с ней, когда любимая приезжала из другого города, он построил такой «сказочный» особняк с древнерусскими цветами, птицами, бабочками, павлинами, гирляндами в стиле модерн и копией головки прекрасной Сары Бернар с афиши работы великолепного художника Альфонса Мухи...



Имя Семена Могилевцева в столице не так популярно, как, например, фамилии Терещенко или Ханенко. Между тем, этот человек сделал для Киева не меньше, особенно в сфере образования. Только в строительство Педагогического музея по ул. Владимирской он вложил полмиллиона рублей. В 1876 г. он, 30-летний лесопромышленник, почетный гражданин Брянска, был направлен к нам царем в рамках программы индустриализации Малороссии.



А несколькими годами ранее в Киеве поселился 25-летний архитектор Владимир Николаев, выпускник Петербургской Академии художеств. Через 5 лет он стал главным архитектором города. На его счету строительство Владимирского собора, Трапезной Антония-Феодосия в Киево-Печерской лавре. Предприниматель и архитектор дружили всю жизнь; в конце позапрошлого столетия Могилевцев сделал Николаеву предложение, от которого не смог бы отказаться ни один художник, — построить дом, воплотив все свои фантазии и не задумываясь о расходах.



Со стороны Шелковичной главный вход оформлен солидным порталом из пары безордерных полу колонн, несущим покрытым лепными листьями фриз и полукруглым фронтон с картушем и завитками в тимпаны. Привлекают внимание сложные скульптурные композиции надархивольтами окон второго этажа, где скомпонованы оригинально поданные аллегорические жезлы античного бога торговли и промышленности Меркурия.



История этого невероятной красоты здания очень непростая. Здесь с 1917 года проживали политики, общественные деятели, ученые, работали сотрудники Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и даже женились новобрачные.



Среди киевлян старшего возраста, безусловно, окажутся те, кто был здесь на собственном бракосочетании. Ведь в 60-е годы прошлого века в этом здании был ЗАГС. Согласитесь, акт бракосочетания в "шоколадке" - куда более гуманный символ, чем такое же действо в новом Дворце бракосочетаний. "Шоколадный домик" как Дворец бракосочетания не гарантировал, что в будущем "все будет в шоколаде". Но изысканный интерьер, роскошные витражи, элегантная лепнина, художественный паркет Дворца, безусловно, оставались в памяти на всю жизнь.



Старожилы-очевидцы рассказывают, что «Шоколадный ЗАГС» пользовался популярностью у партийной элиты, рабочие с крестьянками здесь не расписывались. Ну, а для передумавших невест, в последнюю минуту решивших сбежать из-под венца, выходом служило большое окно на первом этаже, женихи же уходили… за букетом.



В этот дом, как и в Дом с химерами попасть было практически невозможно. Но в 2009 году его передали Киевскому музею Русского искусства, который и начал проведение реставрацию за свой счет.

С недавних пор здесь размещается Детская картинная галерея — филиал Киевского музея русского искусства. За это время в нём проведены четыре выставки, благотворительный вечер памяти Вертинского...

Все-таки приятно осознавать, что в столице Украины возродился еще один замечательный музей.



Пройдёмте внутрь... Не без трепета открываем массивную дверь. Сначала по привычке тянем на себя. А она открывается вовнутрь. Оказывается, так было задумано при постройке здания более 100 лет назад: чтобы открытые двери не занимали лишнее место, поскольку улицы и тротуары раньше были более узкими, чем нынешние.




Вестибюль выглядит вполне ухожено. Первый этаж использовался в основном в служебных целях, и за время существования дома был полностью переделан. Мы же отправимся на второй этаж. Парадная лестница имеет центральное расположение; второй этаж устроен по принципу кругового обхода.



Разглядываем невиданные ранее интерьеры, заглядываем в огромные старинные зеркала, сохранившиеся с начала XX века. Зрелище впечатляющее.



Каждое помещение украшено в различных исторических стилях: готическая столовая (включая мебель), барочный кабинет, модерн, мавританский, российский стили. Зеркала, лепные потолки, роспись на стенах, потолках, мраморные подоконники, резные двери с латунными приборами - все сделано пышно, богато, разнообразно, в расчете произвести сильное впечатление богатства и благополучия.



Домик разделён на залы: Мавританский, Ренессанс, Модерн, Рококо, Византийский и Французский. Поднявшись по лестнице с огромным зеркалом на верхней площадке, попадаем в Мавританский зал.



Большая дверь впереди ведет в Ренессансный зал, маленькая справа – в какую-то подсобку.



То же самое в немного другом ракурсе: видны места, где лепнина просто восстановлена, и места, где ее уже начали красить. Правда, судя по старым фото, реставрация движется как-то медленно...



Совсем небольшой по размерам, зал находится между Белым залом и парадной лестницей, и самый короткий путь в Белый зал лежит именно через него. В нижней и верхней части стен имеются гипсовые резные панели. Роспись на остальной части стен еще предстоит восстановить.



На мой взгляд, самое интересное в этом зале - это потолок.





Это Ренессансный зал, который, насколько я понимаю, использовался в качестве столовой.



Основное назначение зала угадывается по его оформлению: в гирляндах, обрамляющих зал, нанесены изображения фруктов.



Резные деревянные панели на стенах.



Окна Ренессансного зала смотрят в улицу Орлика.



На этом фото (снято из улицы Орлика) хорошо видно, что эта комната имела раньше балкон, выходивший в сторону двора. Теперь, кажется, от балкона только плита осталась.



Русский зал. Как видно, ремонт еще не закончен. Уникальные росписи имеют до 50 различных цветов и оттенков.



Росписи восстанавливались по уцелевшим фрагментам на потолке.



Реставрация проводится на собранные с посетителей средства. Приятно пахнет старым деревом.



Зал размером с кабинет, богато декорированный в псевдорусском, билибинском стиле, с обильной резьбой по дереву.



Только в этом зале сохранились оригинальные резные подоконники.



Зал Модерн.



Зал соответствующим образом декорирован. Полюбуемся витражными окнами.



Из зала «Модерн» налево попадаем в самое большое и парадное помещение, расположенное по центру длинного фасада по Шелковичной улице. Это Белая зала. Сейчас она практически отреставрирована – кроме пола и люстры – и тут проводят концерты.



Белая зала занимает 5 окон по фасаду.



Это самое крупное помещение особняка, предназначенное для торжественных приемов, музыкальных вечеров и балов. Зал оформлен в стиле французского барокко. Во время реконструкции 1934 г. здесь был заложен камин, который еще возможно восстановить.



В зале, как вы видите, нет люстры (их нет и в других залах). Как гласят официальная данные – люстра была отреставрирована еще в 90-х и хранится где-то в здании.



Элементы отделки потолка.



Пожалуй, самый интересный элемент зала - огромное зеркало с голубями и купидончиками.



Перед ним, между прочим, еще Могилевцев красовался. Если присмотреться, то в обрамлении увидите лепные головы овнов — есть сведения, что под этим знаком родился Могилевцев.



Попав в Белый зал и сразу повернув направо, попадаем в дамскую комнату. Этот зал выполнен в стиле модерн. На стенах и потолке цветы, павлин и женские лица.





Фрагмент потолка.



Курительная комната. Ранее здесь встречали гостей, стояли диваны, столики. Основная особенность зала – овальная розетка на потолке. Этот зал периодически заливала вода, и розетка в конце концов обвалилась. Нынешняя розетка восстановлена по разрушенным фрагментам, и имеет вид, максимально приближенный к оригиналу. Стены зала пока только ожидают восстановления; основная проблема - доподлинно не известно, как они выглядели.



Французский зал. В этом зале ранее была библиотека. Как и в курительной комнате восстановлен только потолок.





Сейчас в здании полным ходом идёт реконструкция. Причем, те, кто ее проводит, стремятся как можно точнее восстановить былую роскошь особняка Могилевцева.



При реставрации приходится сталкиваться с былью и легендами. Мол, была в этом доме полумифическая комната в японском стиле… А в Белом зале располагалась коммунальная квартира работников академии наук… Богатую же библиотеку Могилевцева сожгли большевики… Русский зал Каганович приказал перекрасить в черный цвет…

Но пока историки и искусствоведы разбираются, где быль, а где небыль, «Шоколадный домик» продолжает манить к себе посетителей.



Уходя из «Шоколадного домика», не могла отделаться от мысли, что непременно еще приду сюда. Приду на встречу с историей и прекрасным. За тот час, что я пробыла в «Шоколадном домике», по залам провели экскурсию для школьников младших классов, а потом подошла большая группа пенсионеров. Как говорится, прекрасному все возрасты покорны. Тем более, если прекрасное — рядом.





Источники -
Marginalisimus
Википедия
primetour.ua
elektraua.livejournal.com
interesniy-kiev.livejournal.com


Tags: XIX век, XX век, Киев, Липки, дом, интерьер, историзм, музей, особняк, центр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment